Как распределяется транспортный налог

Каждый субъект Российской Федерации имеет полномочия на самостоятельное установление величины транспортного налога в рамках установленных законом минимальных и максимальных значений. Но, несмотря на распространенное мнение, что все полученные от транспортного налога средства идут на строительство и ремонт дорог, это не совсем так.

Каждое повышение налоговых ставок болезненно воспринимается гражданами нашей страны. Многих успокаивают мысли о том, что повышение налога на транспорт позволит улучшить нынешнее состояние дорог, по которым они каждый день ездят. К тому же, некоторые категории граждан имеют право не платить транспортный налог.

Распределение транспортного налога

Для начала рассмотрим, куда же идут уплаченные нами деньги. Согласно действующему законодательству, транспортный налог является региональным налогом. Следовательно, полученные от налогоплательщиков средства в полном объеме поступают в местный бюджет. Про распределение уровней налогообложения читайте в этой статье. Регионы имеют законное право понижать или повышать размер налоговой ставки, и делают они это, разумеется, исходя из текущих потребностей местной администрации. Но что самое интересное, представители субъектов РФ никогда не скрывали, что на самом деле далеко не вся полученная сумма тратится только улучшение состояния российских дорог. Большой объем вырученных денег тратится на текущие расходы муниципалитета, и далеко не все они связаны с порой плачевным состоянием дорог. Вот что говорят об этом в разных регионах.

В Прикамье деньги, полученные в результате повышения налоговой ставки, планируется передать в местные муниципалитеты. Сведений о дальнейшей их судьбе не поступало, как и информации о планирующейся затрате их на строительство дорог. Неизвестно, какой процент полученных средств пойдет на решение дорожного вопроса.

В Уфе раньше существовал специальный фонд, занимающийся исключительно состоянием уфимских дорог и их расширением в рамках повсеместной борьбы с пробками. Сейчас данный фонд упразднен, потому доподлинно неизвестно, как конкретно администрация региона будет распоряжаться полученными деньгами в дальнейшем. В настоящее время они тратятся в зависимости от нынешних нужд города: строительство детсадов, медицинских учреждений, лесопарковых зон и т.д. На ремонт городских улиц расходуется только малая часть бюджета.

В Чувашии путем повышения транспортного налога планируют компенсировать потери в бюджете, произошедшие в результате экономических изменений в стране. Так, государство ограничило финансирование многих категорий людей, обладающими определенными льготами. Данные затраты практически полностью легки на плечи местных муниципалитетов, и покрыть их в регионе планируют именно за счет транспортного налога.

Представители краснодарской администрации заявили, что средства из областного бюджета расходуются на нужды области. Сюда, помимо строительства дорог и борьбы с пробками входят: повышение заработной платы для бюджетников, затраты на здравоохранение, строительство новых зданий и сооружений общественного назначения. Все перечисленные нужды оплачиваются из местного бюджета, и повышение автоналога – один из немногих доступных способов покрыть необходимые расходы.

В администрации Омска утверждают, что средства от уплаты налога на транспорт в их области расходуются только по прямому назначению, т.е. на обслуживание дорог. В настоящее время налоговая ставка в этом регионе одна из самых низких по России, ее повышение поспособствует значительному улучшению состояния омских дорог.

Такая же информация поступает и из администрации Кировской области. По словам представителей региона, транспортный налог – единственный источник финансирования дорог, потому для повышения их качества принято решение о повышении налоговых ставок.

Из всего этого напрашивается вывод, что регулярная своевременная оплата автовладельцами транспортного налога совсем не гарантирует им наличие хороших новых дорог. Данный налог не является целевым, поэтому может расходоваться на любые нужды региона. Поэтому можно сказать, что само название «транспортный» не передает всей сути данного налога. Конечно, никто не спорит с тем, что строительство школ и ремонт больниц – это благое дело, и оно требует финансовых вливаний. Но разве люди, не имеющие автомобиль, не болеют, или в их семьях нет школьников? Почему именно автомобилисты должны оплачивать данные нужды, даже не зная при этом, какая часть уплаченных ими средств действительно затрачивается на их первостепенные нужды – ремонт дорог и уменьшение пробок? Возможно ли повлиять на эту ситуацию, в корне изменить ее, сделав транспортный налог целевым?

По данным социальных опросов, больше половины российских автовладельцев негативно высказались о состоянии российских дорог. По интернету ходит множество фотографий «дорог», по которым не то что легковой автомобиль, — даже не всякий трактор проедет. Улицы, на которых еще вчера поставили заплатки, сегодня снова сияют новыми (а порой и старыми) ямами. Только 13 процентов россиян считают, что дороги в их населенном пункте хорошие. И то многие из них отмечают, что касается это только центральных улиц, а на окраину города страшно заезжать. Улицы там порой похожи на обычные проселочные дороги. А что в понимании россиян есть «хорошая дорога»? Обычно это улица, по которой хотя бы можно нормально ездить. Исходя из этого выходит, что по мнению россиян по 87% российских дорог ездить попросту нельзя!

Все это отчасти объясняет огромные размеры задолженностей по уплате транспортного налога. Многие автомобилисты не понимают за что они должны платить, другие отказываются оплачивать то, что могут увидеть в действительности. На сегодняшний день в каждом российском городе насчитываются многомиллионные задолженности по уплате налога на транспорт. А с повышением налоговой ставки эта сумма может еще больше увеличиться. И это можно понять, ведь если не видно, на что расходуются твои средства, если не улучшаются условия езды по дорогам – за что же тогда платить?

Сегодня многие автомобилисты считают, что проще ежемесячно вносить начисленную пеню в размере пары сотен рублей, что впустую тратить десятки тысяч каждый год. В связи с этим, более логичной может показаться, которая была предложена волгоградскими депутатами. Они предложили полностью отменить налог на транспорт и заменить его налогом на топливо. В таком случае сумма налога будет заложена в стоимость бензина. На состояние дорог это, конечно, не повлияет. Но зато затрачиваемая на уплату налога сумма напрямую зависела бы от интенсивности эксплуатации автомобиля. Однако данная инициатива, к сожалению, не была поддержана, и все осталось на своих местах.

Других способов сделать описанную ситуацию более справедливой предложено вовсе не было. Это очень печалит, ведь каждый налог – это и так сильный удар по кошельку рядового россиянина. А существующая сейчас несправедливость особенно возмущает налогоплательщиков, в результате многие автовладельцы попросту начинают уклоняться от уплаты налога. Почему бы не попробовать изменить сложившуюся ситуацию на законодательном уровне?